Воспитание варваров

Однажды задал я в своём блоге загадку:

Эта женщина была дочерью, племянницей, сестрой, женой (2) и любовницей (2) гениев.
Назовите её?


http://davidaidelman.livejournal.com/1088220.html

Поскольку, несмотря на многие попытки, правильного ответа не последовало, я дал подсказку:
 
Подсказка: большинство этих людей были
1) гомосексуалистами или бисексуалами (включая героиню нашей загадки)
2) большинство из них (включая её саму), запомнились как авторы литературных произведений.
http://davidaidelman.livejournal.com/1090038.html

Потом добавил апдейт - дополнительные подсказки:

3) самая популярная её книга, вышедшая с предисловием её отца, была посвящена воспитанию подрастающего поколения в тоталитарном государстве
4) она была дочерью еврейки.
5) прототипом главного героя в романе её брата был её первый муж. Роман (о истории нравственного падения) стал поводом для многочисленных судебных исков и фильма, который получил Оскара.
6) несколько её книг написаны в соавторстве с братом
7) кроме писательской карьеры она прославилась на журналистской, издательской, сценаристской и артистической (театр, кино, кабаре) стезе.
8) её любовник дирижер был старше её на 29 лет, любовница знаменитой журналистской и разведчицей.
9) её дед был знаменитым математиком и коллекционером произведений искусства
10) один из вышеперечисленных выше людей лауреат нобелевской премии по литературе, другой - Пулицеровской.

Правильный ответ таков:



Это немецкая актриса, писательница, юмористка, журналистка, издательница Эрика Манн - которой повезло и совпало быть дочерью нобелевского лауреата Томасас Манна, племянницей Генриха Манна, сестрой Клауса Манна и Голо Манна, женой немецкого актёра Густафа Грюндгенса (который был выведен её братом Клаусом в романе "Мефистофель") и великого Уистена Хью Одена (брак фиктивный), любовницей дирижёра и композитора Бруно Вальтера и американской военной журналистки и разведчицы Бетти Нокс.

Знакомьтесь, Эрика Манн
«Малышка, которая по желанию матери должна зваться Эрикой, обещает стать очень хорошенькой. Иногда мне кажется, что в ее чертах можно разглядеть немножко еврейства, что мне очень нравится» — писал Томас Манн брату Генриху, после её рождения.
Эрика Манн была дочерью лауреата Нобелевской премии по литературе Томаса Манна — одного из главных писателей ХХ века. Всемирную славу Томас Манн обрел в 26 лет, после публикации своего первого романа «Будденброки» — в 1901 году. Можно сказать, что для Германии, да и европейской литературы вообще, минувшее столетие началось с Томаса Манна, с семейной саги, с истории упадка купеческой семьи, где каждое новое поколение все менее и менее способно продолжать дело своих отцов, поскольку уходит от коммерции в искусство, философию, религию и богемные пороки. Все это заканчивается нелепыми и трагическими смертями последних представителей этого рода. Как известно, описывая Будденброков, Манн во многом взял за основу историю собственной семьи. Но роман был не столько о прошлом. Это был пророческий роман — об образцово несчастной и выдающейся семье.
Томас Манн не был первым писателем в своем семействе. Вся его семья состояла из талантливых людей. Это была невероятно одаренная, но не очень счастливая семья. Дед Эрики был знаменитым математиком и коллекционером произведений искусства. Томас Манн начинал свою писательскую деятельность в журнале «Двадцатый век», который выпускал его старший брат Генрих. Генрих в свое время считался не менее талантливым писателем.
Дети Томаса Манна тоже внесли огромный вклад в интеллектуальную историю ХХ века и обрели свое место в истории. Эрика была сестрой Клауса Манна и Голо Манна. Известный художник Теодор Гейне поместил как-то в одном из журналов карикатуру: коварно ухмыляющийся Клаус Манн говорит своему опешившему отцу: «Считается, что у гениальных родителей не бывает гениальных детей. Если это правда, папа, то ты не гений!». Понятно, что детей постоянно сравнивали с выдающимся отцом и дядей. Клаус Манн признавался, что «быть сыном гения нелегко». Что бы они не делали, каких бы успехов не достигали, выйти из тени отца-исполина им не удалось.
Эрика была женой немецкого актёра Густафа Грюндгенса (который был выведен её братом Клаусом в романе «Мефистофель») и великого Уистена Хью Одена (брак фиктивный), любовницей дирижёра и композитора Бруно Вальтера и американской военной журналистки и разведчицы Бетти Нокс. У нее был роман с писательницей и фотографом Аннемари Шварценбах. И ещё многими яркими женщинами той эпохи.
Такое кино
Эрика Манн снялась в первой знаменитой лесбийской драме «Девушка в униформе».
Есть несколько великих фильмов, которые во многом навеяны реальной историей Эрики и её возлюбленных, хотя люди, которые обожают эти фильмы, не всегда знают это. Её первый муж Густаф Грюндгенс — «человек с талантом и без характера» — стал прототипом Хендрика Хёфгена, главного героя романа «Мефистофель», а значит, и блестящего фильма Иштвана Сабо «Мефисто» о деградации художника в тоталитарном государстве. Одержимый честолюбием актёр, норовя приспособиться к меняющимся обстоятельствам, идет в услужение нацистской идеологии, соглашается на компромиссы, подлизывается к вождям, потакает их вкусам, не замечает репрессий и прочего зверства, предает друзей. И в конце концов, приспосабливаясь и прилаживаясь, меняя убеждения и взгляды, лишается своего дара. Лицедейство человека обернулось крахом актера.
Другой фильм, на который повлияла история талантливой девушки, выступавшей в кабаре, и, видимо, гомосексуального утонченного англичанина, описывает события в Германии, которая погружается в нацизм. Это фильм 1972 года «Кабаре», получивший 8 наград «Оскар». Майкл Йорк в этом фильме похож на молодого Одена, а Лайза Минелли — на Эрику.
Фиктивный брак между Эрикой и Оденом был заключён для того, чтобы помочь дочери Томаса Манна покинуть нацистскую Германию. Но многие исследователи считают, что этот брачный союз между геем и бисексуалкой — был не лишен некоторой доли любви. Эрике Манн Оден посвятил сборник стихов «Оглянись, странник«, вышедший в 1936 году. «Оставшись один на один с собою, странник ищет приметы того, что отыщется наконец то место, где хорошо, но ничего не находит, ему возвращаться не с чем – путешествие в мертвую точку было смертельной ошибкой».
Сплетение судеб
В короткой статье не перечислишь всех связей, всех историй, всех произведений, которые связаны с Эрикой. Не расскажешь о сложных перипетиях запутанных отношений, когда Эрика и Клаус были влюблены в супругов друг друга: Клаусу нравился Грюндгенс, а Эрика была неравнодушна к жене Клауса — Памеле, которая была дочерью драматурга Франка Ведекинда. Не расскажешь о том, как дети Томаса Манна всю жизнь пытались преодолеть свою «ненормальность» — по примеру отца, гомосексуальные пристрастия которого никогда не опускались ниже пояса. Мы знаем о влечениях Томаса Манна из его дневников, но те мужчины, в которых он был влюблен, об этом даже не догадывались. Манн никогда и ничем не выдавал того, что творилось в его душе.
Более того, он всегда пытался что-то доказать и опровергнуть самому себе.
«Пожалуй, не следовало более затягивать этот разговор в зале, однако мне были вполне безразличны взгляды, которые, возможно, наблюдали за сердечностью моих прощальных кивков. Он наверняка заметил, что нравится мне. Я сказал, между прочим, Эрике, что симпатия к красивому пуделю не особенно отличается от этого и что это не более сексуально. Во что она не совсем поверила» — записал Томас Манн в своем дневнике, когда ему было уже 75.
Дети Манна в этом отношении были куда более последовательны, откровенны и несчастны. Клаус мучился собственной «развращенностью» и «порочностью» своего круга. Он буквально не находил себя ни в Европе, ни в Америке, ни с мужчинами, ни с женщинами. Он обличал фашизм. Не принял ни коммунизма, ни атмосферы США. Клаус не нашел себе места в послевоенной Европе с ее новыми трудностями и новой борьбой. В сорок восьмом году он пытался наложить на себя руки, но остался жив. Стал принимать наркотические средства. Находясь в Каннах, летом 1949 года покончил с собой.
Эрика была счастливее. И с мужчинами, и с женщинами. Вероятно, она считала, что женщины в любви лучше, мужчину же может извинить только величие.
Будто множа реальную уникальность этой женщины и её положения, о ней ходило огромное количества совершено невероятных слухов, сплетен, легенд. После войны ей не дали американского гражданства не только потому, что в США ярких европейских антифашистов подозревали в наличие левых взглядов, прокоммунистических симпатий, но и… по причине её аморальности и склонности к инцесту со своим братом Клаусом. Доказательством приводили новеллу их отца «Кровь Вельзунгов». То, что новелла была написана до рождения Эрики, бдительных сотрудников ФБР не смущало.
Достаточно сказать, что Эрика Манн выиграла два процесса против немецких газет, утверждавших, что она имела сексуальные отношения с братом Клаусом.
Конгениальность
Нужно только заметить, что она никогда не была только женщиной при гениях. Эрика — актриса, писательница, юмористка, журналистка, издательница, главный оратор семьи и главная по «пиару» в семье (как называли её биографы Томаса и Клауса Манна). Перу Эрики Манн принадлежат киносценарии по романам отца «Будденброки», «Королевское высочество», «Признания авантюриста Феликса Круля», а также оригинальные произведения, из которых наибольшей известностью пользуется «Последний год. О моем отце» – документальная повесть о Томасе Манне. Несколько книг («Бегство в жизнь», «Другая Германия» и др.) Эрика Манн написала в соавторстве со своим братом Клаусом Манном.
Воспитание варваров
В сети есть ее книга "Школа варваров. Воспитание детей в Третьем Рейхе" переведенная на русский язык Владимиром Лазарисом.

Переводчик пишет:
Книга Эрики Манн стала для меня полным откровением, потому что вместе со своим поколением я прошел примерно то же самое воспитание, о котором она рассказывала. С одной стороны, «Школа варваров» запоздала на много лет, с другой – пришлась как нельзя кстати, потому что в то время полным ходом шла еврейская репатриация в Израиль, и после отказа в выезде я редактировал самиздатский журнал «Евреи в СССР», где и были опубликованы несколько глав из книги Эрики Манн.

Хорошо законспирированная машинистка перепечатала перевод на пишущей машинке «Эрика», объединив имя автора книги с главным инструментом Самиздата, который «берет четыре копии». Четвертая, самая слепая копия, пережившая два домашних обыска и один таможенный досмотр, каким-то чудом добралась со мной до Израиля в 1977 году и пролежала в ящике стола почти тридцать лет. Потом она была заново перепечатана, выверена, отредактирована и подготовлена к изданию.
Я очень советую прочитать книгу Эрики Манн, которая размещенна на сайте Владимира Лазариса: http://www.vladimirlazaris.com/archives%5Cmann.htm




Томас Манн в предисловии к книги свое дочери писал: "Образование в Германии – основная тема книги – служит чрезвычайно наглядной иллюстрацией сути национал-социализма. Нет ничего удивительного в том, что этой темой заинтересовалась женщина, скорее приходится удивляться тому, какое глубокое и всестороннее описание тоталитарного государства можно дать, ограничившись лишь одной этой темой. Картина настолько впечатляет, что иностранец, пожелавший проникнуть в этот загадочный для него мир, вправе будет сказать по прочтении книги, что теперь он этот мир знает. Весь тупой фанатизм правителей, помешавшихся на идее величия своего государства, все их усилия подчинить официальной догме духовную жизнь народа, не оставив ни единой отдушины для свободного проявления человеческих чувств – все это с поразительной ясностью обнаруживается при ознакомлении с удручающими подробностями национал-социалистической общеобразовательной программы.

Я употребил слово «программа» потому, что речь идет о будущем поколении. Именно с него начинается неумолимое грядущее, которое ожидает нашу страну. Избежать его невозможно.

Расчетливо, методично, с тупым упорством и безжалостной последовательностью нацисты стараются внедрить свою навязчивую идею в повседневную педагогическую практику, пропитать этой идеей все разделы и этапы образования. Таким образом, ни знания, ни культура, ни дальнейший прогресс человечества не составляют более содержания воспитательной программы. Теперь она ориентируется на единственную идею, надежно подкрепленную насилием, идею национального превосходства и всеобщей единообразной подготовки на военный лад".