Юлиус Фучик


70 лет назад был казнен чехословацкий журналист и писатель Юлиус Фучик. Через 15 лет на конгрессе в Женеве день его гибели (8 сентября) будет назван ежегодным Международным днем солидарности журналистов, который поддержали все страны мира.
«Репортаж с петлей на шее» - так называется книга, которую Юлиус Фучик написал в фашистских застенках.

Книга завершалась словами «Lude, milovaljsem vas. Bdete!», перевод которых «Люди, я любил вас, будьте бдительны!»  - был известен любому школьнику по красную сторону железного занавеса.

Эта книга, на основе которой он и был причислен к лику коммунистических святых в собственном отечестве, в СССР, во всем советском блоке, среди журналистов всего мира.

Как это очень часто бывает со святыми, Фучик был совсем не виновен в посмертной канонизации, быть святым паинькой при жизни совсем не старался. Умел повеселиться и отрывался по полной. Любил розыгрыши, переодевания, эпатаж. Гонялся за юбками, не признавал смирения и компромиссов.
Он страстно жил и предельно эмоционально описывал жизнь.





В его журналистику врывалась идеологическая тенденциозность помноженная на лирический накал небывалой силы.

Его книгу даже сейчас стоит перечитывать, просто как урок человечности в нечеловеческих условиях.

Как возник главный репортаж Фучика описано в самом «Репортаже с петлей на шее»:

«Дело происходило однажды вечером, во время осадного положения. Надзиратель в форме эсэсовца, впустивший меня в камеру, обыскал мои карманы только для виду.
Потихоньку спросил:
- Как ваши дела?
- Не знаю. Сказали, что завтра расстреляют.
- Вас это испугало?
- Я к этому готов.
Привычным жестом он быстро ощупал полы моего пиджака.
- Возможно, что так и сделают. Может быть, не завтра, позже, может, и вообще ничего не будет... Но в такие времена лучше быть готовым...
И опять замолчал.
- Может быть... Вы не хотите что-нибудь передать на волю? Или что-нибудь написать? Пригодится. Не сейчас, разумеется, а в будущем: как вы сюда попали, не предал ли вас кто-нибудь, как кто держался... Чтобы с вами не погибло то, что вы знаете...
Хочу ли я написать? Он угадал мое самое пламенное желание.
Через минуту он принес бумагу и карандаш. Я тщательно их припрятал, чтобы не нашли ни при каком обыске».

Надсмотрщик Адольф Колинский, который оказался борцом антифашистского сопротивления, каждый день приносил Фучику чистую бумагу и карандаш, а вечером забирал готовый текст и выносил его за пределы тюрьмы. Последняя страница была дописана заключенным 9 июня 1943 года, за день до отправки его в Берлин. А 25 августа 1943 г. нацистский суд в Берлине приговорил писателя к смертной казни. И там же, в Берлине, он был казнен 8 сентября 1943 г.

Когда в мае 1945 г. жена писателя Густа Фучикова вышла из концлагеря, она собрала листы рукописи и издала ее в Праге в 1946 г.

Дальнейшая история книги стала история канонизации жития святого им самим написанного, когда он еще не знал, что он святой. А всякая канонизация не обходится и дез фальсификации. Густа Фучикова и Ладислав Штолль (писатель-коммунист, впоследствии – министр культуры и образования Чехословакии) сильно изменили книгу, вырезав места, которые не соответствовали генеральной линии партии.

После этого Фучика при социализме стали насаждать как картошку.

Поэтому после «бархатной революции», ухода советских войск, падения варшавского блока, Фучик стал жертвой чешской переоценки ценностей. С здания, где в 1942 году был арестован Фучик, убрали мемориальную доску. Станция пражского метро «Фучикова» была переименована в «Надражи Голешовице».
Как написал известный чешский журналист и председатель Общества Юлиуса Фучика Ян Елинек, своими согражданами Фучик "был казнен еще раз". Фучика обвиняли в том, что не он написал «Репортаж с петлей на шее», что он остался жив и перебрался в Южнуую Америку, что он сотрудничал с Гестапо. Позднее весь этот бред был опровергнут...