«Туфельки»: самый необычный фильм о Холокосте

Кадр из фильма «Туфельки»
  В этом фильме нет диалогов. Нет лиц персонажей. Нет привычного действия. Вернее, действие есть, но в камеру попадают только ноги, только обувь – туфли, ботинки, сапоги. Именно эти необычные «герои» разыгрывают драму высокого трагедийного накала в короткометражном фильме «Туфельки».

Нью-йоркская премьера этого фильма состоялась в Еврейском общественном центре JCC в Манхэттене на Амстердам-авеню. В качестве соорганизатора акции выступила организация COJECO, оказывающая помощь русскоязычным эмигрантам-евреям. Фильм представил 41-летний режиссер Константин Фам, уроженец Харьковской области, с недавних пор живущий в Сан-Диего.

«Меня натолкнула на эту идею история моей семьи, – сказал Константин Фам корреспонденту «Голоса Америки». – Мой отец – вьетнамец,  мать – еврейка. С обеих сторон многие родственники погибли в войнах. Но если, поехав во Вьетнам, я нашел нескольких членов семьи, то со стороны мамы никто не уцелел. Моя мама успела увидеть этот фильм, она умерла год назад. Я посвящаю свою картину памяти шести миллионов евреев, погибших в огне Холокоста».

По словам

Фама, когда он впервые посетил музей лагеря Освенцим, его поразила огромная гора обуви убитых узников. «Я плакал, наверное, два часа, – рассказывает режиссер. – Меня потряс вселенский масштаб трагедии. Мы ничего не знаем об этих людях. Как рассказать о них миру?»

Фам объехал те места в Европе, где находились нацистские концлагеря, собирая материал для будущего фильма. Человек, несомненно, очень энергичный, он вовлек в проект кинематографистов разных стран – Чехии, Беларуси, Франции, России, Украины и США.

Судьба еврейской семьи из Восточной Европы рассказана, можно сказать, через историю обуви этих людей. Красивые красные туфельки в витрине довоенного магазина куплены юной модницей. Она выходит замуж, и мы видим рядом с туфельками начищенные мужские черные ботинки ее жениха, а вскоре мужа.

Влюбленные кружатся в танце; они полны беззаботного счастья. Появляются в их жизни и детские башмачки. Но вот наступает страшная война, и солдатские сапоги конвоируют туфельки в вагон, отправляющий евреев в концлагерь. Босые израненные ноги бредут по снегу и по лестнице, ведущей в газовую камеру...

Текста в фильме нет, но есть музыка молодого композитора Егора Романенко – грустная, бередящая сердце.  В музыке отчетливо слышатся клезмерские мотивы.

Фильм «Туфельки» был показан на многих международных кинофестиваля, где удостоен ряда премий. Как рассказал Константин Фам, фильм имел большой успех на показах в Израиле и выбран в киноколлекцию мемориала Яд ва-Шем.

Константин Фам родился в поселке Первомайский Харьковской области. Его отец – инженер-строитель из Северного Вьетнама, отправленный на учебу в Советский Союз. Константин учился в Днепропетровском театральном училище, работал в театрах в Тбилиси и Чернигове. В 1993 году перебрался в Москву, где учился во ВГИКе на сценарном отделении. С 2001 года занялся кинобизнесом в качестве продюсера и администратора. Выступал как режиссер и сценарист нескольких телевизионных шоу.

С 2011 года Константин Фам учился в московском филиале Нью-Йоркской киноакадемии. Его короткий фильм «Ежик» был приглашен на ряд кинофестивалей. Как сообщил режиссер, фильм «Туфельки» был выдвинут в прошлом году на соискание премии «Оскар» в категории «короткометражный фильм», но в список номинантов не попал.

В одном из эпизодов мы видим, как, несколько нарушая  главный художественный прием, режиссер показывает запеченные в огне картофелины – скудную трапезу голодного лихолетья. Вставленные в картофелины для забавы спички вдруг делают их танцующими башмачками.

«Я решил впрямую процитировать знаменитую сцену танцующих булочек из фильма Чаплина «Золотая лихорадка», – поясняет режиссер. – Во-первых, сейчас время постмодернизма, все уже сказано и снято, и цитаты очень уместны. Во-вторых, ассоциация с Чаплином относит нас именно в то время, когда в кинотеатрах мира показывались и «Золотая лихорадка», и «Великий диктатор».

К работе над фильмом режиссер привлек опытных кинематографистов, в частности, чешского костюмера Зузану Махову, которая работала с Милошем Форманом над «Амадеусом». Обувь, снятая в фильме, вся оригинальная, подлинная, из цеха костюмов и бутафории пражской студии «Баррандов». Лишь красные туфельки, «сыгравшие» главную роль, сшиты специально на заказ известной мастерицей обуви из Беларуси Мариной Шалимо.

«Я по натуре максималист, – сказал Фам. – Мне нужна была выразительная витрина обувного магазина. В нашем досье оказалось в итоге две тысячи витрин! Все никак не мог выбрать. В результате остановился на витрине магазина на главной площади города Жатец на севере Чехии. После настойчивых просьб мне разрешили снимать в Освенциме; этой чести не удостоился даже Спилберг».

Константин Фам женат вторым браком. Его супруга Ирина Исаева – лидер российского педагогического движения Монтессори. Закончила магистратуру в Сан-Диего. У супругов двое детей. У Фама есть еще трое детей, которые живут в Москве вместе с его первой женой, преподающей во ВГИКе.

«Этот проект меня перевернул, поменял мои представления о жизни и профессии, - отметил Фам. – Ведь я собирался заниматься коммерческим кино, но теперь понял, что нет, не буду, и продолжу историю, начатую «Туфельками». Это для меня гораздо важнее».



По замыслу режиссера, «Туфельки» откроют будущий киноальманах «Свидетели», посвященный памяти жертв Холокоста. Он будет включать три новеллы. Первая – «Туфельки». Вторая, «Брут», основана на произведении чешского писателя Людвика Ашкенази о немецкой овчарке, которая из мирного домашнего щенка превращается в свирепого пса-убийцу.

Третья, «Скрипка», проследит за невероятной судьбой старинного музыкального инструмента, изготовленного в Нюрнберге и попавшего в руки музыканта-еврея в Яновском  концлагере во Львове. Оркестр, организованный нацистами из заключенных, исполнял «танго смерти» во время истязаний и расстрелов.

«Проект альманаха дистанцирован от всех политических раскладов, – подчеркивает Константин Фам, – и нам очень импонирует, что у нас спонсоры и инвесторы из разных стран».

Предполагается, что «Брут» будет сниматься осенью 2014 года. Завершить альманах режиссер планирует в 2016 году. 

Олег Сулькин "Голос Америки"