Член президиума Российского еврейского конгресса Герман Захарьяев: «Вокруг евреев всегда есть и будут антисемиты»


Елена Рыжова
Новые Известия


Герман ЗАХАРЬЯЕВ
Герман ЗАХАРЬЯЕВ 
Начиная с этого года День Победы 9 мая включен в еврейский религиозный календарь. Этот праздник напоминает, что 70 лет назад началась новая эпоха в еврейской истории, когда народ спасся от нацизма. Глава Фонда горских евреев Герман ЗАХАРЬЯЕВ рассказал «Новым Известиям», сложно ли было вносить новый праздник в неприкосновенный еврейский религиозный календарь и зачем евреям сейчас переезжать в Израиль.


– Герман Рашбилович, почему было так важно включить праздник День Победы в еврейский религиозный календарь?

– Во-первых, для всех евреев День Победы – особый праздник, потому что наш народ потерял за годы войны шесть миллионов человек, и победа над фашизмом положила конец геноциду евреев. Именно после 9 мая 1945 года наш народ почувствовал себя освобожденным и спасенным, поэтому мы так и назвали этот праздник – День Спасения и Освобождения. Во-вторых, к сожалению, в Европе многие уже перестали отмечать День Победы. Некоторые доходят до ревизии Дня Победы, до отрицания роли Красной Армии в разгроме фашизма… Именно поэтому мне было особенно важно, чтобы День Победы отмечался и по еврейскому религиозному календарю.

– Считается, что еврейский календарь – одна из фундаментальных основ иудаизма и еврейской традиции, он неприкосновенен. Получается, это не так?

– Действительно, в еврейский религиозный календарь практически невозможно внести какую-либо дополнительную дату, потому что он сформирован более чем две тысячи лет назад. Но ценность победы над фашизмом знают все. И все евреи знают, что во многом благодаря этой победе и было принято решение ООН о создании Израиля. Я часто задавался вопросом: почему все наши праздники мы отмечаем по еврейскому календарю, а 9 мая мы друг друга поздравляем по григорианскому? Тогда, в позапрошлом году, когда в Израиле выбирали главных сефардских и ашкеназских раввинов, я поднял вопрос о том, чтобы внести эту дату в еврейский религиозный календарь. Главным раввинам эта задумка понравилась, и они дали свое благословение на включение Дня Победы в еврейский религиозный календарь. Кроме того, многие израильские политики, с которыми я встречался, тоже оказались в восторге от этой идеи. Так что теперь 26 Ияра 5705 года – это еврейская дата 9 мая 1945-го, и она будет отмечаться в соответствии с нашим религиозным календарем. При этом у нас нет задачи, чтобы этот праздник отмечался так же широко, как, например, Ханука. Наша задача – внести эту дату в календарь и оставить для наших потомков.

– День Победы в России традиционно отмечается парадами, возложением цветов. А каким образом этот праздник будет отмечаться еврейской общиной?

– Прежде всего будут происходить молитвы в синагогах. Но я надеюсь, что со временем этот праздник будет ассоциироваться у евреев с весельем и радостью, как, например, Пурим. Мы должны радоваться, что у нас есть эта победа, этот день. То есть, повторюсь, этот праздник будет отмечаться не только как религиозный, но и как светский.

– Тема Второй мировой войны неразрывно связана с темой Холокоста...

– Да, и это незаживающая рана в сердце каждого еврея – шесть миллионов невинно убитых детей, женщин, стариков, и за каждым именем из этих шести миллионов своя непреходящая трагедия. Отдельно хочу остановиться на отрицании Холокоста. Увы, вокруг евреев всегда есть и будут антисемиты. Они преследуют наш народ на протяжении веков. Как правило, это необразованные, невоспитанные и злобные люди, склонные винить в своих проблемах кого угодно, кроме себя. Есть и такие, кто делает своей профессией «обличение» евреев, отрицание Холокоста. Например, особенно таких «исследователей» привечают в Иране, где проводятся псевдонаучные конференции и, страшно сказать, «конкурсы карикатур» на тему Холокоста. Я думаю, что современный разумный человек тем и отличается от пещерного дикаря, что может самостоятельно распознать истину, особенно учитывая, как много документов и материалов по этой теме есть сейчас в открытом доступе.

– На ваш взгляд, в наши дни геноцид, не важно в отношении какой этнической группы, возможен? Или сознание людей все-таки сильно изменилось?

– Будет неправильно сказать, что в наши дни геноцид невозможен, что сознание людей изменилось в другую сторону. Потому что в 1930-е годы в Германии тоже никто не ожидал, что будет десятью годами позже... Например, мы все слышали новости о зверствах представителей группировки «Исламское государство». Мне кажется, в последующие после Второй мировой войны 40–50 лет в мире было больше спокойствия, чем сейчас, потому что человечество помнило страшные уроки той войны. Сейчас эта историческая память ослабла, и снова появляются силы, готовые уничтожать людей по национальному, расовому или религиозному признаку.

– Сейчас для евреев в мире есть реальная угроза?

– Я считаю, что такая опасность в Европе есть. Бывая в различных странах, я наблюдаю, например, насколько сильно уменьшилось число прихожан в синагогах. Я вижу, как уменьшилось число евреев в тех или иных государствах. Раньше Франция лидировала по численности еврейской общины, сейчас же из этой страны мои соплеменники переезжают в Израиль. Это серьезный и очень тревожный показатель.

– А в России в этом плане относительно спокойно?

– Из России в последнее время уезжают те, кому в связи с экономической обстановкой сложнее жить. Люди надеются, что в Израиле им будет лучше.