Герман Захарьяев: новый праздник напомнит миру о подвиге Красной армии

РИА Новости

О новом празднике в еврейском календаре - Дне Спасения и Освобождения, который будет отмечаться 26 Ияра по еврейскому календарю (15 мая в 2015 году), рассказал РИА Новости президент Международного фонда горских евреев Герман Захарьяев.
Президент Международного фонда горских евреев Герман Захарьяев
О новом празднике в еврейском календаре — Дне Спасения и Освобождения, который по инициативе российских евреев и при поддержке наиболее влиятельных раввинов мира будет отмечаться 26 Ияра по еврейскому календарю (15 мая в 2015 году), рассказал в интервью РИА Новости президент Международного фонда горских евреев Герман Захарьяев. Беседовал Виктор Хруль.
- Когда и как зародилась идея нового праздника?
— Так сложилось, что несмотря на то, что многие евреи доблестно и храбро воевали с гитлеровской Германией и что наш народ очень сильно пострадал от фашизма, в Израиле никто — кроме ветеранских организаций — не отмечает 9 Мая как День Победы. Я считаю, что это неправильно и несправедливо — ведь если бы не эта Победа, наш народ перестал бы существовать, он был бы целиком уничтожен в газовых камерах Третьего рейха. Поэтому я решил, что приложу все силы для того, чтобы евреи всего мира отмечали День Победы как День Спасения и Освобождения.
Во время войны евреи не теряли надежды, они верили, что Всевышний не оставит свой народ, и в конце это произошло. Изучая еврейские праздники, легко найти параллели и причины восхваления Господа. Практически всегда это связано с чьим-то желанием нас поработить или даже уничтожить. А чем этот случай — более масштабный и почти полностью описанный в сохранившихся документах — отличается от прошлых?
Этот вопрос я начал себе задавать несколько лет назад, а затем стал задавать его многим раввинам, с которыми я знаком, среди которых уважаемые мудрецы Торы и главные раввины разных стран, в том числе Израиля и России. Все единогласно признавали, что День Победы нужно внести в еврейский календарь. 9 мая 1945 года по еврейскому календарю пришлось на 26 число месяца Ияр 5705 года. Так появилась идея 26 Ияра.
- В чем основной смысл и главные цели этого торжества?
— Безусловно, главный смысл 26 Ияра — не дать миру забыть о том, каким страшным злом был фашизм и кто победил это зло, не дать забыть тех людей, которые ценой своих жизней освободили мир от чумы нацизма.
К сожалению, людей, помнящих ужасы войны и фашизма, все меньше, и поэтому в благополучной, толерантной Европе некоторые начали относиться к нацистской идеологии вполне терпимо, как к некому пережитку прошлого, как просто к одному из политических течений. И кому как не нам, евреям, народу, наполовину уничтоженному фашистами, потерявшему шесть миллионов в концлагерях и гетто, напомнить миру, что фашизм — это самая страшная и человеконенавистническая идеология, а не смешные старики, марширующие под знаменами "Ваффен-СС" и рассказывающие внукам, "как они боролись с большевизмом".
Пройдет еще немного времени и, к сожалению, уйдут последние поколения, помнящие войну. Для наших детей и внуков Великая Отечественная война будет уже просто историей. Но мы не имеем права забыть ни тех, кто вооружившись псевдонаучными теориями уничтожал наш народ, ни тех, кто освободил наш народ от угрозы неминуемой гибели.
- В чем отличия нового праздника от Дня памяти холокоста и Дня Победы?
— В День памяти жертв холокоста мы оплакиваем тех, кто был жестоко уничтожен гитлеровцами. Мы скорбим о шести миллионах евреев, расстрелянных и задушенных газом, мы вспоминаем все гетто и концлагеря, в которых на поток было поставлено уничтожение детей, стариков, женщин, раввинов и цадиков, ученых и врачей, молодых и старых, безоружных и беззащитных, вся вина которых была только в одном — они родились евреями.
День Победы — это парад на Красной площади, это то 9 мая, которое мы помним с детства. А 26 Ияра — это религиозный еврейский праздник, это праздник всех евреев, где бы они ни жили, это день молитв и благодарности, который никогда не даст нашему народу забыть эту часть нашей истории. В этот день мы должны веселиться и радоваться чудесному освобождению, как в Песах, и чудесному спасению, как в Пурим и Хануку.
- Были ли сложности в реализации этой идеи? Если да, то как вы их преодолели?
— Самой главной сложностью было получить одобрение главных раввинов Израиля. Надо понимать, что еврейский религиозный календарь не менялся веками и внести в него изменения практически невозможно.
Мне пришлось много ездить, встречаться с людьми и объяснять всю суть этого дня. Кроме раввинов, нас поддержали и организации еврейских ветеранов и политические деятели Израиля. Как ни странно, поддержка была безоговорочная. Более того, все удивлялись, почему никто до сих пор до этого не додумался, ведь наша цель ясна — это сохранение памяти предков и воспитание будущих поколений.
Приятно, что после появления этой инициативы многие общественные деятели и организации обращаются к нам, чтобы принять участие в организации и проведении празднования 26 Ияра.
- Какие особые торжества готовятся к 26 ияра (15 мая)? Что будет в России, Израиле, других странах?
— Первое 26 Ияра мы уже отмечали в прошлом году. В Израиле, например, в честь этого дня мы начали написание трех свитков Торы, и в этом году они будут внесены в знаковые для евреев места: в синагогу у Стены плача, в Кнессет Израиля и в школу мудреца Торы Хаима Каневского. Как и в прошлом году, мы планируем проведение концертов, конференций, фестивалей и молодежных мероприятий.
- Все ли страны мира будут охвачены? Будет ли праздник отмечаться, например, в США, Германии, в странах Балтии, на Украине?
— Конечно, в этом юбилейном году праздничные мероприятия, помимо Израиля, пройдут и в России, и по всему миру. Кстати, в прошлом году мы провели в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке презентацию 26 Ияра, на которой присутствовали ветераны, официальные лица, дипломаты и представители разных общин.
Что касается Украины и стран Балтии, на которые пришлась почти половина жертв холокоста, то, конечно, в этих странах также будут проводится праздничные мероприятия. Наша главная цель — донести до всех людей суть этого дня, чтобы с Божьей помощью в будущем его отмечали везде.
- Не опасаетесь ли провокаций со стороны националистов? Какие меры безопасности будете предпринимать?
— А какие могут быть провокации со стороны националистов? Мы говорим о святости и величии Победы. Мы ни в коем случае не отказываемся от 9 Мая, 26 Ияра — это дополнение, и я бы даже сказал, подчеркивание важности этого дня для всех народов мира. Поэтому, я думаю, опасаться нам нечего, потому что мы делаем доброе и нужное дело. Но, конечно, стандартные меры безопасности будут приняты.
- Кто примет участие в торжествах из высокопоставленных светских лиц? Много ли раввинов, ветеранов и простых прихожан будут праздновать?
— Главными в этот день конечно будут ветераны и те кто придет поклониться им и отдать дань уважения их великому подвигу. Естественно, будут  главные раввины, ведущие политики, официальные лица, представители творческой элиты, студенты религиозных школ и прихожане синагог.
- Вы уже продумывали традиции ежегодного празднования, помимо молитв в благодарность Всевышнему, Красной армии и армиям союзников?
— Конечно. Всех тайн раскрывать не буду, но могу сказать, что идей очень много, и они продолжают поступать. Все идеи мы очень внимательно рассматриваем, какие-то отметаем, другие начинаем анализировать. Добавлю, что в настоящее время работают несколько фокус-групп, которые изучают общественное мнение относительно нового праздника.
- Вы уверены, что новый праздник, подчеркивающий решающую роль Красной армии в победе над фашизмом, приживется в мире в условиях антироссийских санкций, тенденции к переписыванию истории не в пользу России и в целом сложной международной обстановки? Что, на ваш взгляд, нужно сделать для реализации этой задачи и смены негативных тенденций на позитивные?
— Историческая правда одна, нравится это кому-то или нет. Красный флаг над Рейхстагом водрузили бойцы Красной армии — и это неоспоримый факт. Предметом спора может быть дата празднования Дня Победы — 8-го или 9-го мая, но на это у евреев есть свой ответ, который должен примирить всех спорщиков — 26 Ияра. Все остальное предметом спора быть не может. Наша инициатива как раз и направлена против переписывания истории и призвана объединить всех вокруг священной Победы.
А праздник приживется, потому что за нами правда.
Что касается смены тенденции, то я думаю что сегодня наше общество крайне нуждается в консолидации — как и в прошлом для достижения победы над фашизмом. Я был бы счастлив, если бы празднование 26 Ияра стало отправной точкой объединения нашего общества в борьбе с экстремизмом и ксенофобией. Исходя из этого, я был бы благодарен, если бы администрация президента РФ сочла возможным поддержать реализацию этой нашей инициативы.