У Вальтера Беньямина есть замечание: «правые — это те, кто эстетизируют политику, а левые — это те, кто политизируют эстетику».
Поэтому
в СССР был соцреализм. А нацистская
форма СС просто невероятно гламурна.
Многие
маргинально правые политические
группировки — это при ближайшем
рассмотрение - чисто арт-проекты.
Выставки
передового левого искусства — чаще
всего политические высказывания. Иногда
прямое политическое действие — см.
танец в храме.
Когда
речь идею о восприятие произведения
искусства, левая критика искусства
хочет извлечь из каждого произведения
искусства политическую мораль, превращая
это произведение в басню. Они ищут «на
чью мельницу?», «кому это выгодно?», «чьи
интересы выражены?» , «к чему, товарищи,
нас этим произведением призывает?». Для
левой оптики любой художник - политик.
Даже если он сам это не осознает по
темноте своей...
Сегодняшние
левые в европейской и американской
критики — они, конечно, далеко ушли от
бонз советского пролетарского
литературоведения. Но в основном за
счет дополнительной рефлексии. Они не
лепят в лоб, а говорят про «политическое
бессознательного в массовой культуре».
Люди
с правой оптикой — осмысляют политику
как художественное произведение. Он
видит в политике, он требует от политики
художественности, которая свойственна
произведениям искусства.
То
есть на премьере фильма про Хоббита
левый всегда будет размышлять: кто,
кому и в обмен на что служит в этом
«сказочном» мире, иносказанием каких
реальных отношений эта сказка является?
А правый будет спрашивать себя, на какого
из персонажей сказки похож конкретный
политик и к какому устойчивому
образу нас эта схожесть отсылает? Для
левых внутри любого «Хоббита» скрыта
политическая борьба, а для правых любая
политическая борьба содержит в себе
неизменную мистерию «Хоббита».
Человек
с левой оптикой скорее станет искать в
романе фэнтези следы классового сознания
и влияние исторических событий, тогда
как правый мыслитель - наоборот будет
объяснять поступки министров и
финансистов, исходя из некоего текста,
написанного по правилам фэнтези.
Для
левых сказочные существа — отражение
социальной действительности, политической
борьбы, государственных конфликтов.
А
для правых эти орки, вампиры, гоблины,
эльфы, упыри — они и действуют в
политической жизни. Вот же! На каждом
шагу...
Поэтому
правое сознание, уходя в крайность, -
всегда стремится к конспирологии. Оно
ж хочет найти в политических событиях
сюжетную интригу и композиционную стройность художественного
произведения.
Правый
конспиролог вообще способен понимать
отношения, допустим, между крупным
капиталом и властвующими через призму
заговора человекоподобных репетилий,
через сюжет задуманный Сионскими
мудрецами на Пражском кладбище, через
карту космической войны сверхчеловеческих
начал...