«Правые — это те, кто эстетизируют политику, а левые — это те, кто политизируют эстетику»

У Вальтера Беньямина есть замечание: «правые — это те, кто эстетизируют политику, а левые — это те, кто политизируют эстетику».




Поэтому в СССР был соцреализм. А нацистская форма СС просто невероятно гламурна.



Многие маргинально правые политические группировки — это при ближайшем рассмотрение - чисто арт-проекты.



Выставки передового левого искусства — чаще всего политические высказывания. Иногда прямое политическое действие — см. танец в храме.




Когда речь идею о восприятие произведения искусства, левая критика искусства хочет извлечь из каждого произведения искусства политическую мораль, превращая это произведение в басню. Они ищут «на чью мельницу?», «кому это выгодно?», «чьи интересы выражены?» , «к чему, товарищи, нас этим произведением призывает?». Для левой оптики любой художник - политик. Даже если он сам это не осознает по темноте своей...



Сегодняшние левые в европейской и американской критики — они, конечно, далеко ушли от бонз советского пролетарского литературоведения. Но в основном за счет дополнительной рефлексии. Они не лепят в лоб, а говорят про «политическое бессознательного в массовой культуре».



Люди с правой оптикой — осмысляют политику как художественное произведение. Он видит в политике, он требует от политики художественности, которая свойственна произведениям искусства.



То есть на премьере фильма про Хоббита левый всегда будет размышлять:  кто, кому и в обмен на что служит в этом «сказочном» мире, иносказанием каких реальных отношений эта сказка является? А правый будет спрашивать себя, на какого из персонажей сказки похож конкретный политик и к какому  устойчивому образу нас эта схожесть отсылает? Для левых внутри любого «Хоббита» скрыта политическая борьба, а для правых любая политическая борьба содержит в себе неизменную мистерию «Хоббита».




Человек с левой оптикой скорее станет искать в романе фэнтези следы классового сознания и влияние исторических событий, тогда как правый мыслитель - наоборот будет объяснять поступки министров и финансистов, исходя из некоего текста, написанного по правилам фэнтези.



Для левых сказочные существа — отражение социальной действительности, политической борьбы, государственных конфликтов.



А для правых эти орки, вампиры, гоблины, эльфы, упыри — они и действуют в политической жизни. Вот же! На каждом шагу...



Поэтому правое сознание, уходя в крайность, - всегда стремится к конспирологии. Оно ж хочет найти в политических событиях сюжетную интригу и композиционную стройность художественного произведения.



Правый конспиролог вообще способен понимать отношения, допустим, между крупным капиталом и властвующими через призму заговора человекоподобных репетилий, через сюжет задуманный Сионскими мудрецами на Пражском кладбище, через карту космической войны сверхчеловеческих начал...