Фото: Артём Дегель (Дигилов), Союз инвалидов войны |
Илья Розенфельд
На прошлой неделе произошел знаменательный скандал из разряда тех, о которых в древних текстах говорили «Своя своих не познаша», а в современной поэзии: «Артиллерия бьет по своим». Русскоязычные депутаты и русскоязычные СМИ вцепились в законопроект о праздновании в Израиле Дня Победы над нацистской Германией по еврейскому календарю — с рвением, достойным лучшего применения.
На прошлой неделе произошел знаменательный скандал из разряда тех, о которых в древних текстах говорили «Своя своих не познаша», а в современной поэзии: «Артиллерия бьет по своим». Русскоязычные депутаты и русскоязычные СМИ вцепились в законопроект о праздновании в Израиле Дня Победы над нацистской Германией по еврейскому календарю — с рвением, достойным лучшего применения.
Достаточно быстро предложение праздновать по еврейскому календарю вместо общегражданского вызвало протесты, которые убедили авторов инициативы в необходимости доработки закона. Но истерика «у русских отнимают День Победы», «ШАС против русских», «наших бьют» продолжалась. Почти каждый русскоязычный депутат попытался отметиться на этом поприще.
Действительно, идея, которая была оформлена в виде законопроекта израильской религиозной партии ШАС, получившая одобрение межминистерской комиссии по законодательству, была недостаточно четко сформулирована. Законопроект был ошибкой (кстати, его отозвали сами податели сей инициативы, дабы исправить ошибку, переработать законопроект и подать его снова). Но этого нельзя сказать о большом и важном проекте по внесению в еврейский календарь памятной даты.
Большинство русскоязычных израильтян впервые услышали имя Германа Захарьяева благодаря истерической травле инициативы партии ШАС по увековечиванию памяти сынов и дочерей нашего народа, погибших во время Второй Мировой войны – на фронтах, в подполье, в нацистских лагерях смерти. Но его деятельность по увековечиванию памяти павших и спасённых в годы Второй Мировой началась ещё до предложения о введении еврейского Дня Победы, именуемого Днём Освобождения и Спасения. Помните мемориал в Натании, когда в Израиле появился свой памятник воинам-победителям? Приезд президента Путина в Израиль по этому поводу? В том, что это случилось, есть большая заслуга Российского еврейского конгресса (РЕК), одним из вице-президентов которого является Герман Захарьяев.
Победа во Второй Мировой войне была не только победой армий-союзниц антигитлеровской коалиции, но и победой еврейского народа, уцелевшего и освобождённого из нацистских лагерей смерти, спасённого от тотального уничтожения. Так почему бы нам не иметь и своей, еврейской даты памяти?
Инициатива внесения даты в еврейский календарь — может быть самая символическая, но не единственная в этом проекте. Не секрет, что многие еврейские воины не вошли в эту историю или вошли безымянными. До сих пор их внуки не знают, где покоится прах дедов. И Герман Захарьяев решил направить свои усилия и финансирование на обнаружение захоронений еврейских солдат, чтобы вписать их имена в историю победы. В связи с этим был разработан план по установлению местонахождения могил бойцов, служивших в рядах армий-союзниц и в рядах Красной Армии. В этом проекте задействованы все страны-союзницы антигитлеровской коалиции, которые предоставили исследователям государственные архивы. По окончании проекта планируется проведение ежегодных церемоний памяти на территории стран-союзниц.
Ежегодно в День Освобождения и Спасения 26 Ияра европейские раввины, официальные представители государств Европы, участвующих в проекте, молодёжь и студенты будут посещать военные кладбища, братские могилы, мемориалы еврейских солдат, примут участие в официальных церемониях памяти. Параллельно, вместе с еврейскими организациями, молодёжь и студенты посетят кладбища на территории Европы, где будут проведены поминальные мероприятия, чтение Каддиша. И на могилы будут возложены цветы и флаги «Дня освобождения и спасения».
Захарьяев и собранная им команда представляют глобальный проект. Они, например, предлагают реконструировать водружение флага победы над Рейхстагом. И чтобы это было сделано евреями. Не символично ли, что потомки евреев, которых так и не смогла сломить и уничтожить нацистская машина смерти, пройдут праздничным маршем по Берлину, и апогеем этого шествия – на глазах у всей Европы, всего мира – станет водружение флага победы сыном еврейского народа?
Ещё одним важным моментом этого глобального проекта, который внесёт в еврейский календарь новую дату памяти, станет и установление памятника в Москве. И, конечно же, церемонии памяти, освящение новых синагог внесением свитков Торы, написанных в память о погибших в этой проклятой войне сынах и дочерях нашего народа. И в назидание потомкам и всем народам мира.
Я перечисли не более четверти различных мероприятий, внутри инициативы Захарьяева. Со всем этим как-то не вяжется истерия последних дней вокруг законопроекта партии ШАС, который имел благую цель, но был неправильно сформулирован. И он будет подан снова, чтобы всем было понятно, что 9 мая у нас никому не отнять, и религиозным евреям тоже нужен День Победы – победы еврейского духа. Им нужен и День памяти, который ежегодно будет отмечаться 26 ияра – в День Освобождения и Спасения – во всём мире.
Кстати, невозможно просто так внести в календарь дату. Этому предложению Захарьяева предшествовала большая работа, включавшая и консультации с видными раввинами во всём мире, и проведение академических мероприятий, и мобилизацию поддержки видных политических деятелей.
А главное, что плохого в том, что победу во Второй Мировой мы будем праздновать дважды в год? У каждого из нас есть две даты рождения – по грегорианскому и по еврейскому календарю. Даже у рождения Государства Израиль есть две даты – 14 мая 1948 года по грегорианскому календарю и 5 ияра 5708 года по еврейскому летоисчислению. По нашему. Так почему бы нам не праздновать День Победы – так же, по-нашему?