Альберт Шпеер об Украине

Альберт Шпеер и Адольф Гитлер в Бергхофе в 1938 г.
Шпеер и Гитлер
В "Воспоминаниях" гитлеровского министра вооружений и военного производства Альберта Шпеера, который в определенный момент войны стал "ответственным за использование Украины" есть немало любопытных моментов.

Гитлер называл Россию "собакой на сене", которая сидит на бескрайних богатствах украинского чернозема, сама их использовать не может и другим не дает. Вот для того, чтобы правильно использовать украинские богатства и назначаются предприимчивые люди.


Будучи архитектором по профессии, Шпеер восхищается советскими постройками сталинского периода в Киеве: «Если сразу после Октябрьской революции русское зодчество испытало влияние таких авангардистов как Ле Корбузье, Май или Лиссицкий, то при Сталине, с конца двадцатых годов произошел поворот к консервативно-классическому стилю. Здание для конференций (имеется, очевидно, в виду здание Верховного Совета республики) могло бы выйти из-под руки усердного ученика партижской Школы изящных искусств. Я поиграл мыслью разыскать архитектора и привлечь его к постройкам в Германии. Построенный также в классицистском стиле стадион был украшен статуями атлетов по античным образцам, трогательно одетыми в плавки или купальники».

Он пишет, что одну из самых знаменитых церквей Киева он застал в руинах. «Взлетел в воздух размещавшийся в ней советский склад боеприпасов — так, во всяком случае мне объяснили. Позднее я узнал от Геббельса, что эта церковь была взорвана по приказу «Имперского комиссара на Украине» Эриха Коха, чтобы уничтожить этот символ украинской национальной гордости. Геббельс рассказал мне об этом с неодобрением: он был в ужасе от жесткого курса...». Видимо даже рейхсминистрпропаганды хорошо понимал, что нельзя будет на окупированной территории без конца все валить на русских.



«Во время моих первых поездок Украина, на самом деле, была еще настолько мирной, что я мог проезжать большие леса без специального сопровождения, тогда как полугодом позднее из-за совершенно неправильной политики ост-комиссаров весь регион кишел партизанами» - пишет Шпеер. Умный Шпеер хорошо понимал, что «ватники» с автоматами — это реакция на неправильную политику.

«Привели меня мои поездки и в Днепропетровск. Больше всего меня поразил незавершенный строительством вузовский городок, который превосходил все в этой области в Германии и служил впечатляющим доказательством решимости Советского Союза превратиться в техническую державу первого ранга. Посетил я и взорванную русскими электростанцию в Запорожье. В ней, после того, как крупная строительная часть сумела заделать брешь в плотине, были установлены немецкие турбины. При своем отступлении русские вывели из строя оборудование очень простым и примечательным образом: переключением распределителя смазки при полном режиме работы турбин. Лишенные смазки, машины раскалились и буквально пожрали сами себя, превратившись в груду непригодного металлолома. Весьма эффективное средство разрушения и всего — простым поворотом рукоятки одним человеком! Воспоминание об этом стоило мне впоследствии многих бессоных часов — я знал о намерении Гитлера превратить всю Германию в сплошную пустыню».


Есть ещё момент о о кризисе рабочей силы в воюющей Германии в 1942 году.

Рейхсминистр вооружений и военного производства Шпеер предложил больше привлекать труд немецких женщин. И на совещание у Гитлера на него все набросились.

«Мне едва удалось изложить свои взгляды — Заукель и Геринг все время перебивали меня. Самый веский аргумент Заукеля заключался в том, что заводской труд несет в себе опасность нравственного ущерба для немецкой женщины, от него пострадает не только «душевная и эмоциональная жизнь», но и ее плодовитость. Геринг со всей решительностью присоединился к этим доводам. Чтобы уйти со спокойной душой, Заукель сразу же после обсуждения связался без моего ведома с Гитлером и заручился его поддержкой.

На Нюрнбергском процессе
Это было первым ударом по моим до того считавшимися неуязвимыми позициям. О своей победе Заукель оповестил своих коллег-гауляйтеров в особом письме, в котором между прочим подчеркивалось: «Для существенного облегчения перегрузок, которым подвергаются немецкие домохозяйки и, в первую очередь, многодетные матери, а также в целях охраны их здоровья фюрер дал мне указание доставить из восточных областей в Рейх примерно 400-500 тысяч отборных, здоровых и сильных девушек».

А далее Шпеер плачется, что девушек с Украины в Германии неправильно используют. Не на производстве. «В то время, как в Англии в 1943 г. численность прислуги уменьшилась на две трети, в Германии она оставалась практически неизменной до конца войны — 1,4 млн. Сверх того немалая доля от полумиллиона украинок использовалась в качестве прислуги партийными функционерами, о чем вскоре в народе и начали шептаться».

Думается, что Шпеер осудил бы и нынешнее использование сотен тысяч «восточных девушек» в Германии. Их тоже, в основном, используют не на производстве.